Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+5
+
+

Коммунистическое движение и законы развития общества

Опубликовано:  03.02.2014 - 00:43
Корреспондент:  Сергей Бобров

Всем известно, что коммунистическое движение России в настоящее время крайне разобщено. Многочисленные партии, организации и группы не могут объединиться, выработав общую цель и программу хотя бы самых ближайших действий. При этом бывает трудно уловить, в чём конкретно те расхождения в позициях отдельных организаций, которые препятствую возможности их объединения. Идут активные споры по локальным вопросам теории, обосновывая занятыми по ним позициями и свою практическую деятельность. Но споры эти, как правило, эклектичны, не последовательны, опирающиеся на какие либо постулаты, зачастую в виде высказываний классиков научного коммунизма, да ещё не редко и в довольно вольной трактовке этих высказываний.

Теоретические наработки классиков научного коммунизма, так же как и история, нам дали, безусловно, огромный материал для осмысления и понимания процессов, происходящих в обществе. Хотя и здесь, как и везде, надо отделять зёрна от плевел. Надо не забывать, что классики научного коммунизма, какими бы гениальными они не были, это всё же люди, а людям свойственно ошибаться. Ошибки и недоработки ни как не умоляют их достижений, как в теории, так и в практике. Но если человек вообще не видит ошибок и недочётов в чьих-то высказываниях или утверждениях, если у человека в них вообще ничто не вызывает сомнения, это означает только одно, что этот человек сделал этого кого-то своим кумиром, своим божеством. Это означает, что человек не понимает своего кумира, а порой, даже и не пытается его понять. От таких людей можно часто услышать советы побольше читать или изучать того или иного автора (классика научного коммунизма). Они не понимают, что изучать надо не классиков (не все подряд их труды), а предмет (философию, политэкономию, законы развития природы и общества и т.п.), в том числе и на основе работ классиков научного коммунизма. Вот если бы в школе мы изучали не математику, а математиков, возможно так бы и не выучили таблицу умножения, не говоря уж обо всём остальном. Отсюда растут ноги того махрового догматизма, который ныне процветает в коммунистическом движении. И это касается не только старшего поколения.

Забавно порой слышать от достаточно молодых людей упрёки старшим в том, что на их сознание довлеет их прошлое, их членство в КПСС, КПРФ и т.п. Они даже не понимают того, что их сознание, если они конечно не изучали самостоятельно философию, политэкономию и т.п., а подавляющее большинство из них этим никогда и не занималось, и сформировано той конкретной группой старой партийной номенклатуры, под руководством которой они и вошли в политику. Это говорит об их непонимании марксистской философии в области гносеологии, непонимания того, что мыслит не мозг, и не человек, и даже не человек в сочетании с природой, как это утверждал Фейербах, а только человек в сочетании с природой и обществом в процессе своего активного взаимодействия с внешним миром. То есть, доля вклада непосредственно индивидуума в его собственное мышление не так уж и велика. Это только продолжение мышления той среды, знания и убеждения которой человек впитал в себя, в приложении к конкретному предмету мышления. Поэтому те молодые (или относительно молодые) активисты коммунистического движения, которые в основном сформировали своё мировоззрение под руководством бывшей партийной номенклатуры КПСС, а не путём самостоятельного изучения конкретных вопросов, могут только продолжать мышление той среды, которая их сформировала. Чтобы увеличить удельный вес сознания самого индивидуума в процессе мышления, надо самостоятельно изучать предмет (именно предмет, а не авторов), ставя изначально всё под сомнение. Основа мышления: тезис – антитезис – синтез. Нет антитезиса, нет и основы для развития мысли индивидуума.

Чтобы коммунистам объединиться хотя бы в практической деятельности по ближайшим целям, надо понять, в чём конкретно наши расхождения. Начиная от основ, от неоспоримых и обще признаваемых постулатов, логически доказывая каждое последующее утверждение, пройтись по этой цепочке и понять, до какого места мы солидарны, а где у нас начинаются расхождения. И только поняв это, мы сможем о чём-то конкретно договариваться, находя общие решения и планируя совместную деятельность, а возможно и объединяться. И судя по всему, начинать надо с самого начала, с уточнения наших позиций по основным законам развития общества. А затем, на этой основе, делать анализ и выводы о прошлом, и формировать общие планы на будущее.

Исходя из уже прошедших дискуссий на эту тему в сети и рассылках, можно утверждать, что наиболее общими законами развития общества, которые в первую очередь и необходимо учитывать при планировании любого преобразования общества, мало кто вообще интересуется. А ведь, не найдя в них общего понимания, дальше можно и не пытаться двигаться.

К. Маркс, как известно, рассматривал человеческое общество как высшую форму развития живой природы, как часть природы и, соответственно, развивающуюся, как и вся природа, по определённым законам, от человека не зависящим. Возникновение живой природы началось с синтеза живой клетки, как устойчивой открытой (в термодинамическом смысле) органической системы. Стремление к равновесию, к устойчивому состоянию – один из главных законов развития окружающего нас мира. А, как известно из термодинамики, открытые системы, в отличие от закрытых, обеспечивают свою устойчивость не путём увеличения энтропии (хаоса), а наоборот, путём упорядочивания системы, которое, в свою очередь, осуществляется за счёт обмена энергией системы с внешней средой. То есть, живая клетка, как открытая система может существовать и развиваться только за счёт внешней среды, т.е. удовлетворяя свои потребности (потребности своего существования и развития) за счёт внешней среды.

Дальнейшее развитие живой природы происходило на основе того же наиболее общего закона – стремления к равновесию, устойчивому состоянию, стабильности. Простейшие клетки, путём случайных объединений образовывали более сложные и те из них, которые оказывались более приспособленными к изменениям окружающей среды, выживали и размножались. То есть, развитие шло от более простых организмов к более сложным, обеспечивающим простым постоянную среду обитания и, соответственно, более стабильное, равновесное состояние. То есть, каждый вышестоящий организм возникал и развивался исходя из потребностей нижестоящих организмов. Но однажды возникнув, он начинал жить своей жизнью. С одной стороны, обеспечивая постоянную среду для организмов его сформировавших, а с другой, приспосабливаясь к изменениям внешней среды. И в ходе приспособления к изменению внешней среды, этот организм создаёт условия, которые вынуждают к определённым изменениям и организмы его сформировавшие. То есть, как бы предлагается нижестоящим организмам несколько измениться ради сохранения среды, обеспечивающей их существование.

Это сущность развития всего живого мира, от растения, до человеческого общества.

1. Всё развивается от простого к сложному.

2. Всё более сложное возникает как потребность к устойчивому развитию более простого. Более сложный организм развивается сам и обеспечивает развитие и трансформацию организмов, из которых он состоит, исходя из повышения устойчивости к изменяющейся внешней среде.

3. Всё живое, как любая открытая система развивается путём удовлетворения своих потребностей за счёт внешней среды. И это является отправной точкой в доказательстве (раскрытии) законов развития человеческого общества, основы формационной теории Маркса.

Как ни странно, но это приходится доказывать в кругах, именуемых себя марксистскими. Современные «марксисты» в философии Маркса не видят ничего кроме классовой борьбы и эксплуатации человека человеком, упуская то, что борьба, сама по себе, является только формой, способом развития, а вовсе не его основной движущей силой. Основной, исходной, движущей силой развития любого живого организма от живой клетки до человеческого общества и является стремление организма к наиболее полному удовлетворению своих потребностей, как условия его существования (стабильности, устойчивости), так и условия его развития (повышение уровня стабильности, устойчивости, равновесия, как реализация одного из главных законов развития окружающего нас мира). Именно стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей, как форма проявления всеобщего закона природы – стремления к равновесию, к более устойчивому состоянию, и есть основная, исходная сила развития человеческого общества.

Современные «марксисты» любят ссылаться на Маркса в том, что история развития человеческого общества это история борьбы классов, и это безусловно так. Только это вовсе не означает, что борьба классов и есть движущая сила развития. Если же исходить из того, что не борьба классов является движущей силой развития, а стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей, то всё можно поставить с головы на ноги. Тогда вся диалектика развития общества со сменой формаций, с переходами от эволюционного пути развития к революционному и обратно, укладывается в стройную логическую цепь.

Стремление к более полному удовлетворению своих потребностей ведёт к развитию производительных сил общества. На определённом этапе развития производительных сил общества человек становится способным производить ощутимо больше необходимого для поддержания своей жизни и жизни своей семьи, т.е. начинает создавать прибавочную стоимость. Появление прибавочной стоимости и породило систематизированную эксплуатацию человека человеком. Более сильные получили возможность более полного удовлетворения своих потребностей за счёт более слабых, не только не нарушая при этом устойчивости вышестоящей системы (рода, клана, государства), а, следовательно, и своей, но даже повышая эту устойчивость.

Развитие системы насилия, в конечном счете, привело к образованию государства, как органа систематического насилия в интересах господствующего класса и окончательному разделению общества на господствующий и эксплуатируемый классы. С этого момента развитие общества определялось в основном стремлением к более полному удовлетворению своих потребностей именно представителями господствующего класса, а угнетаемые классы, какую бы форму их борьба не принимала, в конечном счете, могли бороться только за перераспределение в свою пользу части добавочной стоимости.

С момента возникновения ощутимой прибавочной стоимости и её насильственного изъятия, началась концентрация собственности в руках отдельных членов общества и образование института частных собственников на средства производства. Именно существующая форма отношений собственности и есть юридическое выражение той или иной общественно-экономической формации.

Непрерывный рост производительных сил общества с неизбежностью влечёт за собой и соответствующие изменения в производственных отношениях (всех общественных отношениях связанных с производством и распределением). Возникают новые формы взаимоотношений, как в процессе производства, так и в социальной сфере, и даже в быту. А темпы развития производительных сил общества зависят от соответствия производственных отношений их уровню развития. Производственные отношения объективно всегда отстают от развития производительных сил, поскольку формируются именно их требованиями. Максимальный темп развития производительных сил может быть достигнут только полным соответствием производственных отношений их уровню развития, что в принципе возможно только при опережающим планировании развития производственных отношений на научных основах, или, если на короткое время, случайным стечением обстоятельств.

Но в рамках одной общественно-экономической формации, в рамках юридически закреплённых конкретных, вполне определённых отношений собственности, бесконечное развитие производственных отношений невозможно.

Отмирание рабовладельческой общественно-экономической формации обусловлено не тем, что восставали рабы, а тем, что на данном уровне развития производительных сил, рабский труд стал неэффективным. И именно это привело к изменению отношений собственности, т.е. к смене способа производства, к смене общественно-экономической формации.

Отмирание феодальной общественно-экономической формации обусловлено не тем, что восставали крепостные, а тем, что достигнутый уровень развития производительных сил требовал юридического освобождения рабочей силы, без чего было невозможно дальнейшее их развитие.

То есть, эволюционное развитие производственных отношений возможно только до той поры, пока для их дальнейшего развития не требуются изменения в отношениях собственности. После этого развитие производственных отношений, под требования достигнутого уровня развития производительных сил, вступает в неразрешимые противоречия с существующими отношениями собственности, и разрешиться могут только путём смены отношений собственности (о/э формации) и перехода к новому способу производства.

Смена формы собственности (переход к новой о/э формации) влечёт за собой коренные, революционные преобразования в обществе. Эти преобразования, начавшись с радикальных изменений в государственном устройстве, могут занимать значительный исторический период. Поэтому непосредственные государственные перевороты, обуславливающие начало таких преобразований, иногда называют революциями в узком смысле слова, а весь переходный период от одой общественно-экономической формации к другой, революцией в широком смысле слова. С позиции диалектики развития общества, революцией, как переходу общества из одного качественного состояния в другое, является именно революция в широком смысле слова.

Современным коммунистам, для осмысления новейшей истории и правильного планирования своей деятельности, крайне важно понять, почему именно «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества». (К. Маркс и Ф Энгельс, изд. 2, т. 13 предисловие «К критике политической экономии») Формально никто не спорит с этим утверждением классиков научного коммунизма, но фактически, в своей практической деятельности, полностью игнорируется.

Возможность перехода общества в следующую общественно-экономическую формацию определяется не тем, имеется или нет в наличии класс, готовый за это бороться. А тем, достигли ли производительные силы такого уровня развития, при котором их требования к соответствующему развитию производственных отношений уже не могут быть выполнены в рамках данной общественно-экономической формации. Это соответствует такому уровню развития производственных отношений, за который их уже не пускает существующие отношения собственности (данная о/э формация). То есть, должен быть выработан весь потенциал развития производственных отношений в рамках данных отношений собственности. И это не просто абстрактные требования, это означает, что уровнем развития производительных сил и производственных отношений должны быть уже полностью сформированы те слои населения, те социальные группы, которые будут уже готовы стать господствующим классом. До этого времени они просто не могут быть сформированы поскольку, не достигнут ещё тот уровень развития производительных сил, который только и может поставить сам вопрос о необходимости их образования, предъявить требования к их образованию.

В истории угнетённый класс в результате борьбы за свои интересы, в том числе и в период революционных преобразований в обществе, никогда не становился господствующим классом. Господствующим классом может стать только тот слой общества, который уже готов организовать производство на основе новых, более прогрессивных отношениях собственности, которые будут в состоянии обеспечить дальнейшее беспрепятственное развитие производительных сил общества. И если даже на определённом этапе развития общества, господствующим классом (на переходный период до полного отмирания государства) может стать только ныне угнетённый класс, то его появление ещё не означает его готовности стать господствующим классом в обществе. Этот класс должен ещё вызреть. Не просто быть готовым к борьбе с существующим режимом, а обогатиться знаниями, быть достаточно организованным и т.п., т.е. стать способным самостоятельно (как класс) организовать производство на основе новых отношений собственности.

То есть, момент перехода общества к новой общественно-экономической формации определяется не борьбой угнетённого класса, а уровнем развития производительных сил, на котором они начинают требовать таких изменений в производственных отношениях, которые уже невозможны в рамках действующих отношений собственности, существующей общественно-экономической формации.

А классовая борьба это естественная реакция угнетаемых на их угнетение господствующим классом. Классовая борьба позволяет ослабить уровень угнетения, а в революционные периоды способствует смене общественно-экономических формаций. Более того, как показала практика последнего столетия, классовая борьба, при определённом учёте законов развития общества, может привести к созданию достаточно устойчивых государственных устройств, обеспечивающих интересы подавляющего большинства членов общества. Но такие государственные образования устойчивы не сами по себе, как те, которые формировались и развивались на основе объективных законов развития общества, как части природы. Такие государственные образования могут быть устойчивыми только в случае управления ими на основе постоянного учёта объективных законов развития общества и постоянной работы по преодолению этих законов. Это так же как то, что человек не может отменить закон всемирного тяготения, но несмотря на это он всё же летает, но только с тех пор, как научился преодолевать силу действия этого закона и до тех пор, пока в состоянии преодолевать его. В противном случае, основы гибели таких государств закладываются сразу же после их возникновения, что собственно и произошло со странами бывшего социалистического лагеря. Эйфория побед и успехов создала видимость возможности управления обществом без оглядки на фундаментальные законы его развития, результаты не заставили себя слишком долго (по историческим меркам) ждать. Но это уже отдельная тема.

С. Бобров.

Добавить комментарий (всего 278)   ‹ Более старые

Да, немало здесь уже копьев сломано. А результат? Насколько я вник, тезисно статья С.Боброва гласит о следующем: 1)комдвижение России еще пока разобщено и нуждается в выработке общей цели и программы действий; 2)коммунистам следует разобраться в существующих расхождениях и начать с уточнения позиций по основным законам развития общества, а затем на этой основые делать анализ и выводы о прошлом и формировать общие планы на будущее; 3)следует учитывать, что классики при всей их гениальности все же допускали недоработки и ошибки; 4)отправной точкой в доказательстве (раскрытии) законов развития человеческого общества (основы формационной теории Маркса) является "удовлетворение своих потребностей за счет внешней среды"; 5)движущей силой развития является не борьба классов, а стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей; 6)стремление к более полному удовлетворению своих потребностей ведет к развитию производительных сил общества, что порождает соответствующие производственные отношения (производство и распределение), которые всегда отстают от развития первых; 7)эволюционное развитие производственных отношений возможно лишь до той поры, пока для их дальнейшего развития не требуются изменения в отношении собственности; 8)под требования достигнутого уровня развития производительных сил производственные отношения вступают в неразрешимые противоречия с существующими отношениями собственности и разрешиться могут только путем смены отношений собственности (о/э формации) и переходе к новому способу производства; 9)смена форм собственности (переход к новой о/э формации) влечет за собой кореные, революционные преобразования в обществе; 10)классовая борьба может всего лишь ослаблять уровень угнетения, а в революционные периоды способствует смене о/э формаций. 11)момент перехода общества к новой о/э формации определяется не борьбой угнетенного класса, а уровнем развития производительных сил, для которых сложившиеся производственые отношения становятся невозможными в рамках действующих отношений собственности; 12)практика последнего столетия показала, что классовая борьба при определенном учете законов развития общества может привести к созданию достаточно устойчивых государственных устройств, обеспечивающих интересы подавляющего большинства членов общества, но они (в отличие от тех государств, которые формировались и развились на основе объективных законов развития общества - как части природы) должны постоянно учитывать действие объективных законов развития природы и проводить работу по их преодолению.

ИТАК, СОГЛАСНО ДАННЫХ ТЕЗИСОВ ПРЕДПОСЫЛКОЙ К ОБЪЕКТИВНЫМ ЗАКОНАМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ "УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗА СЧЕТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ", А САМИМИ ЭТИМИ ЗАКОНАМИ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ О/Э ФОРМАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ СООТВЕТСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (ПРОИЗВОДСТВО и РАСПРЕДЕЛЕНИЕ) ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМ СИЛАМ. ОСНОВНОЙ ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ СМЕНЫ ФОРМАЦИЙ ЯВЛЯЕТСЯ НЕСООТВЕТСТВИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ. Возникает резонный вопрос: правильно ли автор статьи понимает очерченную им проблему - сущность объективных законов общественного развития? Ведь если познание этих законов свести всего лишь к "стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей" (биологический фактор!), то, наверняка, человек никогда не выделился бы со стада животного мира - ведь там полная свобода действий каждого его члена. Кстати, мы этот вопрос уже здесь обсуждали, но, как видим, автор живет своими устойчивыми понятиями. Еще И.Кант считал, что отдельный человек имеет СВОБОДУ выбора в своих действиях, в то время как человечество в целом с НЕОБХОДИМОСТЬЮ подчиняется некоторому закону. Антиномия СВОБОДЫ и НЕОБХОДИМОСТИ была осмыслена Гегелем, который увидел в развитии РАЗУМА, человечества наличие объективной тенденции движения к СВОБОДЕ. Всемирная история есть прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы должны познать в его необходимости. Именно в стремлении человека к свободной творческой деятельности, к чему он всегда стремится, К.Маркс и увидел закономерность прихода человечества в соответствующую социально-экономическую формацию, название которой - коммунистическая. Автору статьи пора бы уже знать, что закон исторического развития выражается в трех формулировках. Первая формулировка определяет основную цель существования общества - сокращение общественно необходимого социального времени, которое делится на две части - необходимое и свободное (закон экономии времени). Вторая формулировка определяет характер взаимосвязи между удовлетворяемыми с помощью результатов труда потребностями и затратами общественно необходимого социального времени на их удовлетворение (закон роста производительности труда). Третья формулировка (закон возвышения потребностей) устанавливает основной источник ускорения сокращения общественно необходимого социального времени роста производительности труда. Областью приложения закона возвышения потребностей является СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, которое согласно закону исторического развития объективно возрастает. Основным результатом использования свобдного времени является формирование всесторонне развитой творческой личности. Закон возвышения потребностей характеризует изменения, связанные с историческим становлением личности. На ранних стадиях исторического развития "сильная личность" характеризовалась физической силой (своеобразный культ силы). На смену этому "идеалу" приходит новая сильная личность, которая характеризуется властью денег. Этот "идеал" господствует при товарно-денежных отношениях, когда власть смещается к финансовому капиталу. Рост транснациональных корпораций выводит на арену новый вид сильной личности - менеджера-технократа, который становится основным источником роста производительности труда с помощью совершенствования управления. Но исторический процесс на этом не заканчивается. Главным источником сокращения общественно-необходимого социального времени становится труд всесторонне развитых личностей. Духовные ценности и научные знания - ВОЗВЫШЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - приобретают большую общественную значимость по сравнению с МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. Не мускульная сила и не умение управленца (менеджера), а новые творческие идеи становятся источником роста как материального благосостояния, так и интеллектуальной мощности человечества, источником его самосовершенствования. Этот процесс только начинается, но с развитием цивилизации и увеличением СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ будет охватывать все большую часть населения планеты.

А теперь давайте посмотрим с высоты вышеочерченных перспектив роль капитализма по созданию условий гармонизации жизни на планете. По отношению к предыдущим о/э формациям капитализм сделал трудящегося человека свободным в экономическом отношении - он стал формально свободен от труда, но фактически должен трудиться на любых условиях ради собственного воспроизводства. То есть, фактическое положение трудящегося при капитализме ничем не отличается от положения раба в соответстующей о/э формции, поскольку там и здесь эти производители получали доход всего лишь для поддержания собственной рабочей силы. Отсюда следует, что сколько будет существовать капитализм, столько же будет неизменным условие существования трудящихся. Выход из этого положения един-единственный - найти брешь в капитализме и через него проникнуть на новый исторический путь развития - в коммунизм. Появление СССР тому пример. Пора понять, что капитализм - это особенная о/э формация (по отношению к предыдущим), которая ввела невиданный в истории технический прогресс. Именно этим своим качеством капитализм совершил формационный скачок, чего не практиковалось прежде. Капитализм по мере своего развития не может допустить упадка технического прогресса, но постоянно усиливает противоречие между капиталом и трудом - все больше трудящихся становится безработными (обездоленными). Капитализм без воен, без захвата чужих территорий существовать не может - и в этом его регресс. Если человечество станет дожидаться эволюционного несоответствия производственных отношений производительным силам, то в результате останется у "разбитого корыта" - этот "козел" уничтожит все земные ресурсы и не угомонится. Выход один: требуется прогрессивной части человечества основательно разобраться с преходящими капиталистической и коммунистической о/э формациями и решительно внести выработанное знание в общественное сознание всего человечества (капитализм-то уже транснациональный!)и мощным осознанным движением приблизить коммунистическую о/э формацию. Здесь инициатива должна исходить прежде всего от коммунистов.

Тов.Василий-1, вы пытаетесь возражать Боброву и при этом его передергиваете. Вот ваше: "стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей" (биологический фактор!)", где вы ограничиваете утверждение Боброва биологическим фактором! Это сводит на нет все ваши последующие утверждения. К тому же вы забываете такие общие законы: Миром движет интерес. Лень - движущая сила прогресса. Это и есть ваши возвышенные потребности?:-)

Уважаемый А-Иван! Неужели вы не поняли сути моего выступления? Жаль...

Отчего же, Василий-1, понял. "стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей" это не только биологический фактор, но и "ВОЗВЫШЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ". С вашим "То есть, фактическое положение трудящегося при капитализме ничем не отличается от положения раба в соответстующей о/э формции, поскольку там и здесь эти производители получали доход всего лишь для поддержания собственной рабочей силы." совершенно не согласен. И с этитм тоже: "Капитализм без воен, без захвата чужих территорий существовать не может - и в этом его регресс." Капитаплизм уже без воен захватывает чужие территории экономически. Я понял суть вашего выступления, оно как и у Боброва носит ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ характер, а уже давно нужна ПРАКТИЧЕСКАЯ борьба с капитализмом.

Это уже более конструктивный подход. Ради этого можно даже не обращать внимания на ваш наставительный тон. Написать данную статью меня побудило то, что у некоторых участников обсуждения возникли сомнения в правильности принятия за аксиому для дальнейших обсуждений, что движущей силой развития человеческого общества является стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей. Поэтому статья написана не в форме простого рассуждения, а в форме логического доказательства. А логика это ведь не просто вольные рассуждения. Со времён Фейербаха, с материалистической точки зрения, логические формы и закономерности определяются как осознанные универсальные формы и закономерности бытия, реального, чувственно-данного человеку мира. То есть, если отправная точка является истиной, а рассуждения ведутся в соответствии с правилами логики, то и результат является истиной.

То есть, чтобы оспорить выводы, надо либо оспорить истинность исходного утверждения, либо указать на ошибку в логике. Всё остальное в расчёт приниматься не может. В основе предложенного мной доказательства лежат всем известные законы природы, не законы общества, а законы физики, опровергать которые может только полный невежда. Значит, опровергнуть выводы можно только указав на ошибку в логике, что пока что ни кем сделано не было.

Но Вы, насколько я понимаю, и не оспариваете закономерности в принципе. Вы очень точно разложили всё по пунктам, правда, не совсем точно сформулировали вывод. В целом правильно, но только этими законами определяются не только эволюционные этапы развития. Этими законами определяется всё развитие в целом (и эволюционные и революционные), поскольку сами отношения собственности возникают так же под их действием.

Вы только ставите под сомнение, что эти же законы действуют и в человеческом обществе, как сообществе разумных существ. Вы ограничиваете действие этих законов только биологическими потребностями. Далее вы совершенно верно подмечаете, что со времён Канта известно, что человеческое общество в целом в своём развитии «с НЕОБХОДИМОСТЬЮ подчиняется некоторому закону». Дале Вы пишите о законах исторического развития, провозглашая их, но не обосновывая. Давайте посмотрим, вписывается всё это в то, что в человеческом обществе (обществе разумных существ) исходным, побудительным фактором развития является стремление человека к более полному развитию своих потребностей, или нет.

Любой труд можно разделить на необходимый (обеспечивающий только те потребности, которые необходимы для простого воспроизводства рабочей силы) и прибавочный, который может быть использован как на расширенное воспроизводство, так и на более полное удовлетворение потребностей человека. В классовом обществе удовлетворяются в первую очередь потребности господствующего класса. Но стремление к более полному удовлетворению своих потребностей, побуждает господствующий класс развивать производительные силы, т.е. осуществлять не простое, а расширенное воспроизводство. Но расширенное воспроизводство это не только развитие техники и технологий, это и развитие человека, т.е. расширенное воспроизводство и самого человека. И не только, и даже не столько, количественно, сколько качественно. На умных машинах должен работать образованный рабочий и от этого ни куда не денешься. И развитие человека капиталистами осуществляется не от доброты душевной, а потому, что они иначе не могут создать условия для более полного удовлетворения своих потребностей.

А развитие человека требует и его обучения и поддержания в нужных пределах его здоровья, и создание необходимого минимума бытовых удобств, чтобы он мог развиваться. То есть, положение трудящихся с ростом производительных сил общества всё же улучшается, но только до того предела, который необходим представителям господствующего класса для более полного удовлетворения его потребностей. И это ни как не противоречит тому, что Вы написали, это просто лежит в основе того, что Вы написали.

И о том, ждать или действовать. Забавно слушать здесь упрёки в мой адрес, что я призываю коммунистов ничего не делать и ждать, когда всё само собой разрешится эволюционным путём. И это при том, что те же самые лица, когда начинаешь говорить о необходимости немедленно начинать работу по организации трудящихся в самостоятельные структуры, способные в своём развитии перерасти в систему власти трудящихся, тут же поднимают крик, что ничего этого делать не надо, что всё это должно быть на основе самоорганизации масс, т.е. стихийно. То есть, они же, как раз и призывают на практике ждать, когда эти массы сами, стихийно организуются, а свою роль видят только в том, чтобы массам, причём массам не организованным, разъяснять необходимость этого, не обращая внимания на то, что за два десятилетия это дало нулевой результат. Я же, как раз наоборот, призываю разобраться в основах научного мировоззрения на развитие общества, объединится на этой основе и действовать, но действовать осознанно, целенаправленно, а не просто будоража стихию, чтобы она пришла в какое-то движение. Я предлагаю спокойное товарищеское осмысление того, что нам конкретно делать в существующей ситуации, а для этого спокойно сверить наши взгляды на законы развития общества и опыт прошлого, найти взаимопонимание и действовать. В ответ зачастую только озлобленность, а в лучшем случае аргументация в духе чеховского героя – этого не может быть, потому, что этого не может быть никогда. Это ваше сообщение, пожалуй, единственное (я имею ввиду из критических) конструктивное. Если бы удалось сменить тон общения с враждебного на дружеский, пользы было бы гораздо больше.

Вся эта длинная муть опровергается одной короткой цитатой классиков: «В течение почти сорока лет мы выдвигали на первый план классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории и особенно классовую борьбу между буржуазией и пролетарииатом...» - т. 19, с. 175.

Уважаемый С.Бобров!

Давайте не будем упускать с виду цель вашей статьи: оказать содействие комдвижению в выработке общей цели и программы действий. Именно для этого вы вынесли на обсуждение "базовый вопрос" - уточнить позиции по основным законам развития общества. Но в ответе мне вы уже уточнили, что "В основе предложенного мной доказательства лежат всем известные законы природы, не законы общества, а законы физики,...". Замечаете: предполагалось обращение к "законам развития общества", а на деле "съехали" на законы природы. Для чего вы это делаете? Ответ: чтобы доказать, "что движущей силой развития человеческого общества является стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей". По поводу моих высказываний относительно исторического закона общественного развития вы замечаете: "... Вы пишите о законах исторического развития, провозглашая их, но не обосновывая". И что же получается в результате? А в результате получается, что мы с вами как были при своих мнениях, так и при них остались - никто из нас не оказался услышанным. Вот это и есть яркий пример болезни нынешнего комдвижения - крайней разобщенности позиций "всяк и сущее". Когда появилась ваша статья, то казалось, что ею ищется та цель комдвижения, которая должна стать стержнем всех программных и идеологический устремлений. Ну а когда вы все свели к "закону": "движущей силой развития человеческого общества является стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей", то эта цель явно потеряна, еще не родившись. Все то, что вы выше постом рассказывали, как господствующий класс в классовом обществе развивает трудящегося ради развития производства в корыстных целях, сводит вашу идею "разобраться с законами общественного развития" к нулю, поскольку "законы природы" и при капитализме достаточно разрешают проблему человеческого развития. Но вот здесь у меня к вам встречный вопрос: почему вы мое обоснование (достаточно аргументированное!) пропустили мимо ушей, отмахнувшись от него как "требующего доказательства", а архиважную проблему коммунистической цели "сделать человека свободной творческой личностью" в своем ответе даже не упомянули? А ответ здесь напрашивается всего лишь один: вы не знаете закона исторического развития и знать его не желаете! Отсюда вывод: все ваши потуги занять позицию "мирового судьи" в проблемах "разобщения" российского комдвижения - бесплодные, поскольку вы лично не разобрались с основной коммунистической идеей - созданием условий для свободного творческого развития каждого человека. Пора уже понять, что партийные программы коммунистов должны исходить именно с этой цели, а все остальное - методы достижения цели.

Уважаемый Василий-1! Если мы действительно хотим разобраться в проблеме, а не просто бодаться, как бараны на узком мостике, то мы должны допускать, что каждый из нас может ошибаться. В связи с этим, я вполне допускаю, что я чего-то не знаю, причём не просто не знаю, а даже не знаю, чего не знаю. Но что Вам мешает просветить меня в этом, хотя бы в общих чертах. Я ведь излагаю в доказательной форме, а Вы в декларативной. Вы вот обвиняете меня (от обсуждения сути вопроса переходите на обсуждение личности) в том, что я занял позицию «мирового судьи». Но на самом-то деле всё наоборот. Я распинаюсь, доказываю, а Вы судите всё это в высокомерно-декларативном тоне, не снисходя до доказательств.

Теперь по существу. К сожалению, когда я уже разместил ответ, то понял, что не сделал логическую увязку изложенного с приведёнными вами законами. Исправляю. Только давайте эти законы развития общества сформулируем, может немного менее полно, но более коротко и более чётко:

1. Увеличение свободного времени за счёт сокращения рабочего.

2. Рост потребления товаров и услуг с одновременным сокращением суммарного времени на их производство (рост производительности труда).

3. С развитием общества и качественно, и количественно растут его потребности (всех слоёв населения). А теперь посмотрим, что лежит в основе этих законов. Общество, как часть природы подчиняется её наиболее общим законам. Поэтому, начиная с неоспоримых законов природы (физических законов), ранее мы прошли путь доказательства того, что общество развивается путём удовлетворения своих потребностей. Но в классовом обществе всё определяют потребности господствующего класса. В предыдущем сообщении я показал, что господствующий класс, стремясь к более полному удовлетворению своих потребностей, вынужден обеспечивать расширенное воспроизводство, в том числе и рабочей силы. А это означает, что он вынужден обеспечивать всё более полное удовлетворение потребностей и эксплуатируемых членов общества, хоть бы только до необходимого минимума, но всё же увеличивать. Вот это и лежит в основе закона возвышения потребностей. Именно это, стремление к более полному удовлетворению своих потребностей, являясь исходной мотивацией, движущей силой общества, и лежит в основе законов его развития. Это же объясняет и два предыдущих, приведённых Вами закона развития общества.

Свободное время это тоже потребность человека, обусловленная множеством вторичных потребностей. И опять же, стремясь к удовлетворению этой своей потребности, господствующий класс вынужден развивать производительные силы, а, следовательно, и обеспечивать расширенное воспроизводство рабочей силы, что не возможно без, хотя бы минимально необходимого для обучения, увеличения свободного времени для собственников рабочей силы.

Рост потребления товаров и услуг с одновременным сокращением суммарного времени на их производство вытекает из уже выше изложенного. Кстати, отсюда можете вывести ещё один закон, что темпы роста производительности труда всегда опережают темпы сокращения рабочего времени.

И ещё. Вы пишите «Именно в стремлении человека к свободной творческой деятельности, к чему он всегда стремится, К.Маркс и увидел закономерность прихода человечества в соответствующую социально-экономическую формацию, название которой – коммунистическая».

А вот что здесь же пишет Хендар: «...неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит ВСЕЦЕЛО И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из экономического закона движения современного общества.» – Ленин, т. 26, с.73, из р. Карл Маркс.

Выводить закономерность перехода из одной ОЭ формации в другую из эмоций и душевных порывов это идеализм.

Уважаемый Бобров.С! Такое впечатление, что вы почувствовали за мной грех высокомерия, поучительного тона. Но я, к счастью, этими пороками не страдаю, а если все же дал вашему душевному состоянию это почувствовать, то прошу меня великодушно простить. Буду стараться сдерживать эмоции.

Итак, наш разговор уперся в анализ изложенных мной формулировок закона исторического развития общества. Начнем с того, на что вы указали в конце своего последнего текста, то есть о якобы противоречивом моем высказывания (Маркс пришел к обоснованию потребности коммунистической о/э формации из-за творческой природы человека) с приведенной там же цитатой коллеги Хендара. Но я не вижу здесь никакого противоречия, поскольку творческая деятельность человека прежде всего приносит пользу обществу в экономии труда, а уже на этой основе и удовлетворение духовно-культурных потребностей. То есть основой всегда будет экономическая сторона деятельности как источник создания свободного времени. А мое понимание творческого характера человека вытекает из размышлений К.Маркса (см. "Рукопись К.Маркса", стр.76):

===Мы видели, как при предположении положительного упразднения частной собственности человек производит человека — самого себя и другого человека; как предмет, являющийся непосредственным продуктом деятельности его индивидуальности, вместе с тем оказывается его собственным бытием для другого человека, бытием этого другого человека и бытием последнего для первого. Но точно таким же образом и материал труда и человек как субъект являются и результатом и исходным пунктом движения (в том, что они должны служить этим исходным пунктом, в этом и заключается историческая необходимость частной собственности). Таким образом, общественный характер присущ всему движению; как само общество производит человека как человека, так и он производит общество. Деятельность и пользование ее плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользование. Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия. Только в обществе его природное бытие является для него его человеческим бытием и природа становится для него человеком. Таким образом, общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.=== Значит, сама обязанность (и внутренняя потребность) человека быть общественым человеком предполагает его активным и творческим.

Но чтобы нам не бродить вокруг да около очерченной проблемы, давайте обратим внимание на следующую важную деталь. Капитализм тем порочен, что по мере технического прогресса все более усугубляет свое классическое противоречие - между капиталом и трудом, то есть отчуждением от производства все больше и больше живого труда (фактор безработицы). Мы привычно знаем, что источником данной проблемы является технический прогресс, а причиной ее неразрешимости - наличие частной собствености на средства производства. Мы также знаем, что эта проблема должна разрешиться в условиях последующей коммунистической о/э формации. Но как? Именно ответ на данный вопрос и является правильной ориентацией по отношению к действию исторического закона развития общества. Именно на этом вопросе должны сосредоточить нынешние коммунисты свое внимание с целью выбора правильной программной и идейной ориентации и организационной деятельности в интересах трудящихся. С одной стороны, для возрастания эффективности производства уже в условиях социализма требуется переход от экономических стоимостных отношений к прямому продуктообмену на экономической основе действия закона потребительной стоимости - противоположности закону стоимости. Для этого требуется целенаправленное плановое движение с последующим своевременым моментом осуществления данного перехода. Заметим, что в этом вопросе требуется вопреки исторической товарной стихии сознательная научнообоснованная целенаправленность и плановый подход. Но эта задача тесно связана с разрешением проблемы высвобождения живого труда с производства и правильного его перераспределения. В последнем уже проявляет себя закон развития общества в формулировке закона возвышения потребностей, направленного в конечном итоге на рост производительности труда и возрастания свободного времени для творческого развития. Об этих вопросах я здесь на сайте уже достаточно рассказывал, поэтому этим и ограничусь в нашей дискуссии. ВЫВОД: главное противоречие капитализма успешно разрешается на последующей коммунистической о/э формации, но требуется глубокий научный подход к обоснованию в этих новых условиях закона общественного развития. Именно обоснование и разрешение этих проблемы должны стать программной целью коммунистическго движения. Замечу, что этот вопрос настолько жизнетворный, что при правильном его трактовании способен быстро овладеть общественным разумом и стать насущным стимулом к действию.

Начну с того, что, где-то ранее, в своей статье «Смена господствующих классов, как следствие развития производительных сил» bobrov_s April 25th, 11:07, размещённой, точно не помню, по-моему, на КТВ, а также в других своих работах, Бобров С пишет, что: «Движущей силой развития общества является естественное стремление человека к всё более полному удовлетворению своих потребностей.». –

- Смею утверждать, что данная формулировка не совсем верна, и далее попробую доказать это. А пока скажу, что, вообще, потребности человека БЕСКОНЕЧНЫ и ограничены лишь его ВОЗМОЖНОСТЯМИ!

Далее, Бобров С пишет: «А, как известно из термодинамики, открытые системы, в отличие от закрытых, обеспечивают свою устойчивость не путём увеличения энтропии (хаоса), а наоборот, путём упорядочивания системы, которое, в свою очередь, осуществляется за счёт обмена энергией системы с внешней средой..» - Согласен, а вот далее – «То есть, живая клетка, как открытая система может существовать и развиваться только за счёт внешней среды, т.е. удовлетворяя свои потребности (потребности своего существования и развития) за счёт внешней среды.» - есть сомнения.

- Всё-таки не совсем полно, конкретно и ясно, что же понимать под «…(потребности своего существования и развития)…». Полагаю, точнее будет: - То есть, живая клетка, как открытая система может существовать и развиваться только за счёт обмена энергией и «строительными материалами» (веществами) с окружающей её внешней средой. Причём, ВАЖНО отметить, что, именно, за счёт наиболее ВЫГОДНОГО обмена, предполагающего «брать максимум – отдавать минимум» из возможного! Данное утверждение не требует особых доказательств. Каждому должно быть ясно, что здесь должен быть положительный баланс с выгодой в пользу клетки, иначе её существование просто НЕВОЗМОЖНО. А раз это так, то, соответственно этому, в процессе естественного отбора каждому последующему поколению новых видов живой материи посредством генной информации (наследственности) передаётся и правило, фактически являющееся ЗАКОНОМ всего живого на Земле; его, так сказать, - ЖИЗНЕННОЙ СИЛОЙ, в том числе, как отдельного человека, так и его сообществ, а именно, - СТРЕМЛЕНИЕ к ВЫГОДЕ всегда, везде и во всём! Появившись случайно, живая клетка не попала, да и не могла попасть в комфортные условия, где её ждала бы успешная реализация тезиса: «Стремление к равновесию, к устойчивому состоянию – один из главных законов развития окружающего нас мира.», закономерно ведущего к деградации и загниванию – ведь не было бы нужды сопротивляться, а значит и - развиваться.

Наоборот, клетка, уже изначально, находилась в среде с постоянно изменяющимися условиями (воздействиями сил, по своему характеру, направлению, интенсивности, продолжительности, степени опасности и т.д., - РАЗНЫМИ), где её уже «поджидали» условия жесточайшей борьбы за выживание, в которой она только и могла, реализовать своё стремление «……..к устойчивому состоянию - ……», - а это и есть – РАЗВИТИЕ. То есть, развитие, - есть БОРЬБА! Откуда, у клетки, и следующих за ней живых организмов, должен был появиться инстинкт неугасимой жажды жизни, стремления, во что бы то ни стало, бороться и побеждать, а это, опять таки, стремление иметь выгоду.

О том же пишет и Ф. Энгельс: «Дарвин исследовал затем, нельзя ли найти в самой природе таких причин, которые должны были с течением времени – без всякого сознательного и намеренного воздействия селекционера – вызвать в живых организмах изменения, подобные тем, которые создаются искусственным отбором. Причины эти он нашел в несоответствии между громадным числом создаваемых природой зародышей и незначительным количеством организмов, фактически достигающих зрелости. Так как каждый зародыш стремится к развитию, то необходимо возникает борьба за существование, которая проявляется не только в виде непосредственной физической борьбы или пожирания, но и в виде борьбы за пространство и свет, наблюдаемой даже у растений. Ясно, что в этой борьбе имеют наибольшие шансы достичь зрелости и размножиться те особи, которые обладают какой-либо, хотя бы и незначительной, но ВЫГОДНОЙ в борьбе за существование индивидуальной особенностью. Такие индивидуальные особенности имеют поэтому тенденцию передаваться по наследству, а если они встречаются у многих особей одного и того же вида, то и ТЕНДЕНЦИЮ УСИЛИВАТЬСЯ в однажды ПРИНЯТОМ НАПРАВЛЕНИИ путем накопления наследственности. Напротив, особи, не обладающие такими особенностями, легче погибают в борьбе за существование и постепенно исчезают. Так происходит изменение вида путем естественного отбора, путем выживания наиболее приспособленных.» Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с. 68-69, 71. (большими буквами выделено мной)

Но, стремление к выгоде означает занятие, хотя бы, минимального и относительного, но, все-таки, более преимущественного, а это значит ГОСПОДСТВУЮЩЕГО, положения по отношению к своим собратьям, к иным представителям живой природы, к условиям внешней среды. Откуда вытекает, что: - Движущей силой (ЖИЗНЕННОЙ СИЛОЙ) развития человека и человеческого общества является их естественное стремление к ГОСПОДСТВУ!!! Или, говоря о потребностях, можно сказать так, что все потребности человека сводятся к удовлетворению одной, единственной потребности – потребности в господстве! И это стремление (эта ПОТРЕБНОСТЬ) может реализоваться только в БОРЬБЕ, которая может принимать различные формы, но сущность её остаётся прежней и постоянной – это НАСИЛИЕ! Ослабить, нейтрализовать или изменить направление действия любой силы возможно ТОЛЬКО ДРУГОЙ силой! Действительно, например, человек находится на краю пропасти, куда его стремится скинуть то ли сила ветра, то ли сила тяжести на крутом склоне, то ли сила другого человека. Завязывается стихийная схватка, борьба, в которой первый ВЫНУЖДЕН (НАСИЛИЕ) изо всех сил стремиться преодолеть действия враждебных сил. В этой борьбе происходит и РАЗВИТИЕ первого человека (второго, между прочим, тоже), стихийно находящего различные способы, методы, приёмы, вплоть до физического уничтожения второго человека, получить выгоду - сохранить себе жизнь, то есть, выйти победителем и занять ГОСПОДСТВУЮЩЕЕ положение по отношению к действующим против него силам! Бобров С пишет: «……….., что борьба, сама по себе, является только формой, способом развития, …….» - Верно. И дальше делает вывод: ««Только это вовсе не означает, что борьба классов и есть движущая сила развития.» - Это не верно. Бобров С забыл о том (и сделал ошибку), что именно стремление к господству, или по его версии - «стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей», и порождает классовую борьбу в которой только и возможно развитие производительных сил общества и самого человека. Откуда вывод, что «Классовая борьба как движущая сила развития человеческого общества» остаётся верным. Вообще, я думаю, что ошибка Боброва С та же самая, в которой он обвиняет и других: «Отсюда растут ноги того махрового догматизма, который ныне процветает в коммунистическом движении. И это касается не только старшего поколения.». –

На мой взгляд, в марксизме не достаточно точно, полно и конкретно определена движущая сила развития общества излагаемая Бобровым С как - «Движущей силой развития общества является естественное стремление человека к всё более полному удовлетворению своих потребностей.». –

Но, ведь, марксизм не догма, не правда ли? По крайней мере, как мне кажется, Бобров С пытается подойти к решению проблем коммунистического движения, именно, с этой позиции и, если это так, его надо только поблагодарить за это.

Именно посредством действия этой стихийной и неосознаваемой ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ (стремлением к господству), побуждающей человека с древних, доисторических времён ПОЗНАВАТЬ и ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ окружающий мир посредством своей трудовой деятельности, развивать свои способности и производительные силы, при возникновении ВОЗМОЖНОСТИ; а это: - появление прибавочного продукта и, соответственно, возникновение возможности обмена, предоставляющего, опять таки, возможности обмана, накопления богатства, подкупа, подчинения, порабощения человека человеком и т.д. и т.п; и была достигнута возможность уменьшения давления стихийных сил дикой природы на человека. Что, в свою очередь, и позволило – предоставило возможность – сместиться вектору действия жизненной силы с приоритета коллективных, общественных интересов в сторону приоритета личных, частных интересов, чем и раскололо первобытное человеческое общество на тружеников и паразитов, на рабов и господ, на непримиримые, антагонистические классы.

Возникла классовая борьба, основной движущей силой которой становится НАСИЛИЕ над людьми, принимающее различные формы, где основными являются: - физическое, экономическое, морально-нравственное насилие. В этом суть.

Неплохо, но не верно.

Что касается бесконечности потребностей. Это смотря как это воспринимать. Дробить их по разновидностям наверно можно и до бесконечности, но ещё Юм (не говоря уж о более поздних философах) заметил, что человек мыслит только тем, что дано ему в ощущение, а человека потребности рождаются сознание и следовательно им и ограничены. Другое дело, что они бесконечно растут, с ростом данного нам в ощущение. И единство и борьба противоречий между потребностями и возможностями их реализации и есть суть процесса развития. Всё живое развивается именно в борьбе за более полное удовлетворение своих потребностей. И то, что вы называете ВЫГОДА, является той добавкой, которая получается в этой борьбе.

Далее Вы пишите: «Появившись случайно, живая клетка не попала, да и не могла попасть в комфортные условия, где её ждала бы успешная реализация тезиса: «Стремление к равновесию, к устойчивому состоянию – один из главных законов развития окружающего нас мира.», закономерно ведущего к деградации и загниванию – ведь не было бы нужды сопротивляться, а значит и – развиваться».

Вывод о деградации и загнивании справедлив только для закрытых термодинамических систем, в которых равновесие обеспечивается ростом энтропии, а живой организм это открытая система, там как раз всё наоборот.

Но всё это можно было даже и не разбирать. Основная Ваша ошибка в том, что Вы всё рассматриваете с идеалистических позиций. Достаточно только поставить к абстрактным: ВЫГОДА и ГОСПОДСТВО конкретный вопрос ЗАЧЕМ, РАДИ ЧЕГО? И становится понятно, что это не побудительные мотивы, а уже их производные, только способ более полного удовлетворения потребностей.

«Основная Ваша ошибка в том, что Вы всё рассматриваете с идеалистических позиций. Достаточно только поставить к абстрактным: ВЫГОДА и ГОСПОДСТВО конкретный вопрос ЗАЧЕМ, РАДИ ЧЕГО? И становится понятно, что это не побудительные мотивы, а уже их производные, только способ более полного удовлетворения потребностей.» -

1) Уважаемый Бобров, между нами нет разногласий в том, что открытые системы могут существовать «………за счёт обмена энергией системы с внешней средой.» Но, далее, Вы пишете прямопротивоположное: «То есть, живая клетка, как открытая система может существовать и развиваться только за счёт внешней среды, т.е. удовлетворяя свои потребности (потребности своего существования и развития) за счёт внешней среды.», где нет, даже, малейшего намёка на обмен. Создаётся впечатление, что способом существования клетки является удовлетворение её потребностей ТОЛЬКО за счёт внешней среды. Вы этого не замечаете? - Не странно, ли это?!

Я же, наоборот, заостряю вопрос, именно, на ОБМЕНЕ, как главном и основном способе существования живой клетки и, далее, пишу: «Причём, ВАЖНО отметить, что, именно, за счёт наиболее ВЫГОДНОГО обмена, предполагающего «брать максимум – отдавать минимум» из возможного! Данное утверждение не требует особых доказательств. Каждому должно быть ясно, что здесь должен быть положительный баланс с выгодой в пользу клетки, иначе её существование просто НЕВОЗМОЖНО.» - Что здесь непонятного и идеалистического? Наоборот, - чистый материализм!

Любому должно быть ясно, что равноценный обмен (100 взял – 100 отдал), тут не пойдёт, что клетке, для того, чтобы совершать какие-то реальные действия (процессы) - химические, механические, электрические и т. д. – нужна энергия, которую можно взять только из внешней, окружающей среды, и только за счёт обмена, причём, неравнозначного (100 взял. 90, к примеру, отдал. Разница = 10 на собственные нужды). Откуда становится совершенно ясно и понятно, что та клетка, которая случайно получила наибольший положительный баланс в свою пользу при обмене, оказывается в более выгодном, преимущественном, господствующем положение, что и закрепляется в последующих поколениях наследственностью. Откуда и вывод, что движущей силой развития является стремление к господству, результатом которого становится борьба; и как только появляется возможность его (стремления) реализации, человек бессознательно, тотчас и непременно этим воспользуется. Да вся экономика на этом построена! А это практика!!!

2) «Достаточно только поставить к абстрактным: ВЫГОДА и ГОСПОДСТВО конкретный вопрос ЗАЧЕМ, РАДИ ЧЕГО? И становится понятно, что это не побудительные мотивы, а уже их производные,………» - Да нет же, - самые, что ни на есть не абстрактные, а реальные, первичные и побудительные – РАДИ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ ВООБЩЕ – РАДИ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ!

3) Не думаю, что, говоря о потребностях нам необходимо бесконечно углубляться в учения Юма и прочих учений о человеке и его свойствах. – «Другое дело, что они бесконечно растут, с ростом данного нам в ощущение.» - Вот это для меня и важно, когда я говорю о том, что потребности человека вообще бесконечны, а возможности ограничены.

4) И последнее, для меня абсолютно ясно, что цель теории объяснить практику. Но, тут имеется два варианта:

а) открыть истину, правильно и верно объясняющую мир, окружающую нас действительность, что даёт возможность человечеству видеть на столетия вперёд, и строить на основе истинных, научных знаний своё, по настоящему человеческое, будущее;

б) скрыть истину, заболтать, исказить, извратить и окутать ложью фактический материал, «облагородить» и узаконить реальную действительность – выпустить лживую и обманную теорию, чтобы сохранить и упрочить существующее положение в отношениях между людьми.

Откуда же тогда возникает такой разный подход? Ответ очевиден: - Такой подход возникает либо из приоритета интересов всего общества, по крайней мере, его большинства, - либо из приоритета личных, частных интересов и (или) узкого круга лиц, объединенных этим, частнособственническим, интересом. Всего доброго, благодарю за внимание.

Вы достигли очень высокой стадии ревизионизма марксизма в определении движущих сил развития классового общества. Выше уже двигаться нельзя. Становление ревизионизма завершено.

Согласно политэкономии марксизма, движущей силой развития классового общества является БОРЬБА КЛАССОВ. В «огне» этой борьбы старые классы общества «сгорают» и появляются новые классы. Исторический процесс непримиримой классовой борьбы, возникший с появлением классового общества, завершится уничтожением класса буржуазии и класса пролетариата. Они есть последние классы общества. После этого общество станет бесклассовым, социально однородным. В нем возникнет новая движущая сила бесклассового общества.

В живой природе движущей силой развития является конкуренция (борьба) видов и внутривидовая борьба. Между классами животных и растений, а в природе также имеются классы, которые делятся на отряды, а отряды на виды, существует СИМБИОЗ в процессе их развития. Классы животных развиваются, а не борются.

В классовом обществе симбиоза классов нет, а есть непримиримая классовая борьба. В конечном итоге классовая борьба приведет общество к бесклассовому состоянию. Бесклассовое общество будет делиться на социальные группы, которые будут сотрудничать для совместного развития. Этим отличается развитие классового общества и живой природы.

А борьба ради чего? То есть, борьба чем-то вызывается, т.е. она вторична, по отношению причин её побуждающих. Разберитесь с этими причинами, и Вы придёте к тому же что я излагал.

Автор: Бобров С., добавлено: 09.02.2014 - 13:47. А борьба ради чего? То есть, борьба чем-то вызывается, т.е. она вторична, по отношению причин её побуждающих". Молодец,Бобров,что вторгся в актуальный важный пункт. Теперь займитесь над задачей: "что такое диктатура пролетариата? большинства товарищей усеченно и поэтому неправильно понимают,что будто ДП это насилие. Средство определяется целью. Какая цель пролетариата,значит,зачем нужна ДП, в этом фундаментальном аспекте ЦЕЛЬ ДП?". Если ведете себе скромным мальчиком, то Вы легко решаете эту задачу. А то хоть глазеют,но не читают мой текст товарищи мои знатоки. Надеюсь,опять не портите кашу.

Вопрос конечно не по теме, но поскольку дискуссия подходит, похоже, к концу, то … Диктатура это ни с кем не разделённая власть. Власть это свойство субъекта подчинять других своей воли даже против их желания. Демократия это подчинение меньшинства большинству в кругу тех, кто реально допущен к принятию решений, т.е. диктатура большинства над меньшинством по конкретным вопросам в определённом сообществе. Государственная демократия это подчинение меньшинства большинству только в среде господствующего класса, как бы это формально не выглядело. Любая демократия это насилие большинства над меньшинством с помощью инструментов насилия. В общественных организациях такими инструментами являются выговоры и исключения, в рамках государства это само государство, как орган систематического насилия (полиция, тюрьмы и т.п.) То есть, демократия это тоже насилие, т.е. в демократическом государстве это, по сути, и есть само государство. В демократическом государстве демократия это форма диктатуры господствующего класса. И диктатура пролетариата отличается от диктатуры буржуазии только тем, что она обеспечивает демократию для подавляющего большинства населения, как форму его диктатуры в обществе, а диктатура буржуазии наоборот, обеспечивает демократию (фактическую) для меньшинства, как форму диктатуры в обществе этого меньшинства. Вот и вся разница. Подробнее смотрите у Ленина в «Государство и революция». Стоит ещё отметить, что демократия не всегда подразумевает принцип – один человек – один голос. Реальный вес голоса в буржуазной демократии во многом зависит от размера капитала его владельца, как в акционерных обществах, только завуалировано.

В связи с упражнениями г-на боброва по части диктатуры и демократии, «подкрепленных» его советами смотреть в ленинскую работу кануна Октября, хотелось бы заметить следующее. Анализируя практический ход социалистической революции в России, Ленин в мае 18 г. указал, цитирую: «Все, что мы знали, что нам точно указывали лучшие знатоки социалистического общества, наиболее крупные умы, предвидевшие развитие его, это то, что преобразование должно исторически неизбежно пройти по такой-то крупной линии, что частная собственность на средства производства осуждена историей, что она лопнет, что экплуататоры будут экспроприированы. Это было установлено с научной точность. И мы это знали, когда мы брали в свои руки знамя социализма, … когда преобразовывали общество. … но ни форм преобразования, ни темпа быстроты конкретной реорганизации мы знать не могли. ТОЛЬКО КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОПЫТ, ТОЛЬКО ОПЫТ МИЛЛИОНОВ МОЖЕТ ДАТЬ В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ РЕШАЮЩЕЕ УКАЗАНИЕ …» - т. 36, с. 379-380. А в марте 21 г. , опираясь на этот революционный опыт миллионов в России, Ленин в заключительном слове по отчету ЦК на Х съезде партии сделал ключевой вывод, цитирую: «ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА НЕВОЗМОЖНА ИНАЧЕ, КАК ЧЕРЕЗ КОММУНИСТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ» - т. 43, с. 42, 21 г. Позднее - в 22 г. Ленин предложил также понизить число членов партии (в ней было тогда около 500 тыс.). И вот через эту «каплю в море», правда, сделав ее исключительно рабочей по своему «хим.составу», Ленин предложил осуществлять диктатуру пролетариата. Никаких друих указаний в этой части Ленин уже не сделал.

Бобров С., добавлено: 10.02.2014 - 09:49. "Вопрос конечно не по теме, но поскольку дискуссия подходит, похоже, к концу, то … Диктатура это ни с кем не разделённая власть. Власть это свойство субъекта подчинять других своей воли даже против их желания. Демократия это подчинение меньшинства большинству в кругу тех, кто реально допущен к принятию решений,..." =============================================================

В ноябре прошлого года мне довелось побывать на ежегодной международной марксистской конференции, проводимой Фондом Р. Люксембург. Два дня маститые ученые разглагольствовали о диктатуре и демократии, вплоть до прав сексуальных меньшинств. Оказывается, эти всякие сексаулы уже имеют свои партии и крупные проценты в парламентах европейских государств. В конце конференции на круглом столе выступили три человека и вдребезги разбили все эти построения, выдвинув лозунг: "Отдайте нам нашу прибавочную стоимость (выпускаемые деньги) и демократизируйтесь, сексуализируйтесь, тотализируйтесь или диктатурте хоть задавитесь!" Действительно, какая может быть демократия, если есть эксплуатация? А эксплуатация сегодня совершается ворьем, незаконно выпускающим себе деньги. Для освобождение от эксплуатации надо всего лишь отправить ворье на нары, в соответствии с действующими законами. И зачем нужна чья-либо диктатура, если потом нет эксплуатации? Конечно, Бобров, дискуссии не получилось, потому что Вы ушли от нее, отказавшись отвечать на вполне конструктивную критику. Например, что не формы собственности определяют формации, как Вы утверждаете, а способ производства. Каков способ производства, такова и формация. И ведь такая критика в Ваш адрес проходит не в первый раз, но Вы проходите мимо нее. Какая тогда может быть дискуссия? В результате идет ведь сплошной балаган про якобы необходимость обобществления собственности, чтобы этим якобы избавиться от эксплуатации. Хоть собственность теперь не имеет никакого отношения к эксплуатации, потому что собственность (постоянный капитал) не приносит уже ее владельцу прибавочной стоимости. И такой балаган, от имени марксизма-ленинизма, ведь идет по множеству направлений, дискредитируя марксизм-ленинизм.

РСФСР2 как и все коммунисты всего мира здесь СПОРИТЬ с антимарксизмом и оппортунизмом, занимается убеждением читателей, что марксизм научно, а дело пролетарского комдвижения объективно-исторически правое. РСФСР2 как все коммунисты мира не замечает,не задумывается и НЕ ПРИЗНАЕТ,что в связи с ПОБЕДНЫМ диалектического характера РАЗВИТИЕМ социализма(1-фазы) на 2-Высшую фазу, УЖЕ ВЫПОЛНИВШИЙ до конца свое объективно-историческое назначение социализма(фазы) закономерно погрузился в системный Кризис, полностью потерял свою способность и право на дальнейшее существование, загнил весь до руины и ушел навсегда в историю. Марксизм, как наука,являющийся ВЫРАЖЕНИЕМ этой ПРАКТИКИ пролетариата, и на конкретно-исторически находящийся на ВЧЕРАШНЕМ уровне своего развития, неведомым для ВСЕХ людей мира образом, СТАЛ ВЫРАЖАТЬ все происходящее в мире и новейшую историю НЕПРАВИЛЬНО,ИСКАЖЕННО и ВЕРХ НОГАМИ. Остро стала перед пролетариатом и коммунистами РАЗВИТЬ марксизм на уровень требований сегодняшней практики 2-Высшей фазы. Сегодня, товарищи, социализм(1-фаза) это уже победно пройденная нами фаза. Сегодня нет пути нам назад в социализм(1-фазу), и нам это не надо. На повестке дня сегодня -- это ВООРУЖИТЬСЯ нам РАЗВИТОГО уровнем марксизмом, и начинать 2-Высшую фазу с Мировыми СОБСТВЕННО Коммунистическими революциями. РСФСР2 здесь, как ВСЕ коммунисты ВСЕГО мира сегодня, не проявляет способности замечать, задумываться и мужественно правдиво ПРИЗНАТЬ,что марксизм, в основе своем представленный в трудах Маркса и Энгельса, как ВЧЕРАШНЕГО уровня своего развития, сегодня НЕСПОСОБЕН адекватно выражать сегодняшную ПРАКТИКУ пролетариата и ее новейшую историю. РСФСР2 и пролетарии всех стран мира, вооружайся революционным марксизмом, РАЗВИТЫМ на уровень сегодняшней 2-Высшей фазы! "Нет революционной практики без революционной теории!",--В.И.Ленин. Из Коминала(К критике и развитию основ марксизма). (zakomr@mail.ru) ***** ВНИМАНИЕ: Воспроизведение и распространение настоящего в любой форме и в любом месте,даже в своей башке расценивается как участие в теоретической подготовке Коммунистической Революции!

Макар, добавлено: 11.02.2014 - 09:27. "...Откуда же тогда возникает такой разный подход? Ответ очевиден: - Такой подход возникает либо из приоритета интересов всего общества, по крайней мере, его большинства, - либо из приоритета личных, частных интересов и (или) узкого круга лиц, объединенных этим, частнособственническим, интересом." ==========================================================

Часто такой подход возникает из-за того, что интерес всего общества изменился, а большинство продолжает гоняться за старым, уже ставшим ложным, интересом для всего общества, искренне принимая этот интерес за истинный. Например, капитализм исчез, потому что после отмены золотого паритета денег исчезла возможность присвоения прибавочной стоимости постоянными (собственностью) и переменными капиталами, а многие продолжают призывать к борьбе с капитализмом, оставляя вне внимания публики истинного эксплуататора сегодня, ворье, незаконно выпускающее себе деньги и присваивающего этими выпускаемыми деньгами всю прибавочную стоимость, нарабатываемую в стране. Или, призывают к обобществлению собственности, оставляя вне внимания публики проблему обобществления выпускаемых денег. А владение собственностью, без выпускаемых денег, сегодня ведет к краху, к банкротству. То есть, товарищи вроде бы борются за общее, а, на самом деле, за частное.

Автор: Волобуев, добавлено: 11.02.2014 - 13:08. - «Например, капитализм исчез, потому что после отмены золотого паритета денег исчезла возможность присвоения прибавочной стоимости постоянными (собственностью) и переменными капиталами, а многие продолжают призывать к борьбе с капитализмом, оставляя вне внимания публики истинного эксплуататора сегодня, ворье, незаконно выпускающее себе деньги и присваивающего этими выпускаемыми деньгами всю прибавочную стоимость, нарабатываемую в стране.» -

1) Мне, пока, вообще без разницы, каким образом присваивают прибавочную стоимость. Для меня важно, - что ПРИСВАИВАЮТ. И поэтому, я говорю, что надо уничтожать ВСЯКУЮ возможность присваивать, то есть, жить за чужой счёт, в том числе частную собственность, деньги и. т. д….

2) Не понимаю, как вообще, если вести себя СЕРЬЁЗНО, можно говорить об отмене капитализма? Расшифровывать не буду. Но, если уж, подняли тему об отмене капитализма, то это и есть: - «б) скрыть истину, заболтать, исказить, извратить и окутать ложью фактический материал, «облагородить» и узаконить реальную действительность – выпустить лживую и обманную теорию, чтобы сохранить и упрочить существующее положение в отношениях между людьми.» =========

То есть, товарищ Волобуев, вроде бы, борется за общее, а, на самом деле, за частное.

Макар, добавлено: 14.02.2014 - 04:00. "Мне, пока, вообще без разницы, каким образом присваивают прибавочную стоимость. Для меня важно, - что ПРИСВАИВАЮТ. И поэтому, я говорю, что надо уничтожать ВСЯКУЮ возможность присваивать, то есть, жить за чужой счёт, в том числе частную собственность, деньги и. т. д…." ===========================================================

Вы, Макар, вроде бы, нормальный мужик. А здесь голосите, как избалованная безмозглая цыпочка. Это хочу, того не хочу. Если не хотите стать нелюдью, если не хотите пойти против человечества, против его развития, то надо понимать естественный путь развития человечества. А понять этот путь можно только опираясь на способ производства, который определяет формацию и ее институты, определяет исполнение всех хочу или не хочу. Поэтому надо назубок было знать капиталистический способ производства, в котором прибавочная стоимость присваивалась капиталистами постоянными (собственностью) и переменными капиталами. Теперь этого нет, как нет и капитализма, хотите Вы этого или нет. Теперь надо знать современный способ производства и видеть, как он дальше будет развиваться. А основной характеристикой нового способа производства является неограниченно возрастающий поток выпускаемых товаров, идущий рядом с соответствующе неограниченно возрастающим потоком выпускаемых денег. И эти потоки уже не остановить. Человечество обречено вечно жить в деньгах, с товаром, в неэксплуататорских товарно-денежных отношениях. Опять же, независимо от того, хотите Вы этого или нет. Сегодня на 1 рубль, запускаемых в экономику России, создается товара на 10 рублей, что требует выпуска 9 новых рублей. То есть на 90% в России труд общий. Но эти общие 90% ВВП не достаются народу, а достаются ворью, выпускающему себе деньги. И Вам, Макар, надо взять себя в руки, перестать говорить, что Вы не хотите видеть деньги, а войти в реальность и направить выпускаемые деньги народу, чтобы к народу пошел и выпускаемый товар. Надо же видеть, что тогда появится интереснейшая ситуация, когда частник работает, а 90% его труда достаются обществу, потому что тогда общество будет выпускать себе деньги. И тогда Вы, Макар, побежите к частнику и станете его уговаривать взять себе собственность, чтобы поработать на общество. Вот это и будет коммунизм. Коммунизм - это же свобода! Хочешь там быть организатором частного производства, так будь им! Эксплуатации же все равно не будет. Потому что вся прибавочная стоимость, превращающаяся в выпускаемые деньги, полно, открыто и законно (бюджетно) пройдет к народу.